Это жизнь: что делать, если потерялся багаж

В начале июня 2019 многие пассажиры потеряли свой багаж в аэропорту «Шереметьево». Некоторые до сих пор не дождались пропавших чемоданов и планируют получить компенсацию от авиакомпаний.

Мы решили составить инструкцию на случай, если багаж потерялся.

Шаг 1: найти стойку Lost and Found в аэропорту

Иногда багаж просто задерживается. Так происходит, например, если пассажир в последний момент приехал в аэропорт. Его чемодан могут отправить следующим рейсом — тогда потерянный багаж найдется в течение нескольких часов. Если чемодан прилетел в другой аэропорт, его поиски могут занять 2-3 дня. В любом случае нужно подать заявление об утере багажа. Для этого обратитесь к сотрудникам аэропорта за стойкой Lost and Found. Обычно она находится неподалеку от ленты выдачи. В «Шереметьево» стойки Lost and Found расположены в зале прилёта.

В небольших аэропортах стойки Lost and Found может не быть. В этом случае обращайтесь к представителю авиакомпании или к администрации аэропорта.

Шаг 2: заполнить специальный бланк

Следующий шаг — заполнить акт Property Irregularity Report (pir) на специальном бланке. Акт нужно заполнить печатными буквами на английском языке. Он используется в международной системе розыска багажа и составляется в нескольких экземплярах: от 2 до 4. Обычно акт заполняет сотрудник аэропорта и вписывает туда следующую информацию:

  • общее количество и вес багажа в пункте отправления — Total Pieces/ Weight Checked Baggage in Ticket;
  • количество мест и вес утерянного багажа — Pieces/ Weight Missing Baggage;
  • номер авиабилета — Ticket №;
  • фамилия пассажира — NM;
  • имя пассажира — IT;
  • номер багажной бирки утерянного багажа — TN;
  • тип багажа, цвет багажа, наличие замков и колесиков — TC;
  • маршрут пассажира от пункта вылета до пункта назначения — RT;
  • номера рейсов по маршруту — FD;
  • товарный знак чемодана или сумки, отличительные черты — BI;
  • содержимое потерянного багажа, отличительные вещи — CN;
  • город, в который нужно доставить утерянный багаж — FI;
  • адрес, телефон пассажира.

После того как акт будет заполнен, сотрудник аэропорта должен выдать вам на руки копию с указанием регистрационного номера. Копия понадобится, если вы будете подавать претензию авиакомпании.

Шаг 3: дождаться результатов поиска

Результаты поиска задержанного багажа бывают следующие:

  • багаж находят в течение 21 дня, он цел;
  • багаж находят в течение 21 дня, он поврежден;
  • багаж совсем не находят, он утерян.

В течение 21 дня багаж считается задержанным, и только по истечении 3 недель — утерянным. Если за 21 день багаж найдется, авиакомпания должна доставить его владельцу по указанному адресу. На практике так бывает не всегда: в некоторых случаях за багажом приходится ехать в аэропорт самостоятельно.

При любом раскладе вы имеете право на компенсацию от авиакомпании. Если вы прилетели в отпуск, а ваш багаж — нет, авиакомпания должна оплатить необходимый набор вещей по сезону. Условия компенсации в таких случаях нужно читать на официальном сайте авиакомпании или выяснять у представителя в аэропорту.

Например, на сайте Turkish Airlines говорится, что в случае задержки багажа авиакомпания готова предоставить комплект вещей первой необходимости и компенсировать непредвиденные расходы. Чтобы получить компенсацию, обязательно сохраняйте чеки из магазинов.

Поскольку в этом случае багаж считается задержанным, то при международной перевозке претензию на компенсацию нужно подать в течение 21 дня с момента получения багажа согласно статье 127 «Воздушного кодекса Российской Федерации».

Если багаж вернули в течение 21 дня, но он поврежден, вы также можете направить претензию авиакомпании. При международной перевозке это нужно сделать в течение 7 дней с момента получения багажа.

Если багаж не нашли в течение 21 дня, он считается утерянным, а авиакомпания обязана возместить ущерб пассажиру. Помимо стоимости самого багажа, пассажир имеет право требовать компенсацию морального вреда. При международной перевозке такую претензию можно подать в течение 18 месяцев со дня прибытия в пункт назначения.

Составить претензию

Любую претензию авиакомпании нужно подавать в письменном виде и приложить все относящиеся к делу документы. Вот какие документы понадобятся:

  • посадочный талон или распечатанный электронный билет;
  • квитанция об оплате багажа, если он не был включен в стоимость билета;
  • отрывной талон багажной бирки;
  • опись содержимого с указанием сроков покупки;
  • чеки на новые вещи, если вы покупали что-то специально в поездку;
  • заполненный акт Property Irregularity Report (pir);
  • копия паспорта;
  • банковские реквизиты.

Претензию можно составить в свободной форме, но важно указать следующие моменты: ФИО и адрес заявителя, наименование авиакомпании, обстоятельства произошедшего, требования к авиакомпании, сумму претензии с обоснованием, банковские реквизиты заявителя.

Готовую претензию отвезите в офис авиакомпании либо направьте туда заказным письмом с уведомлением. Рассмотреть ее должны в течение 30 дней. В противном случае вы имеете право подать в суд.

Согласно Монреальской конвенции, которая вступила в силу в России в августе 2017 года, максимальный размер компенсации за поврежденный или утерянный багаж — 78 000 ₽. Но на практике авиакомпании компенсируют в среднем 20 $ за каждый килограмм багажа. Получается, что за стандартный 23-килограммовый багаж можно получить около 29 000 ₽ по текущему курсу.

 

Как обезопасить багаж

Чтобы уменьшить риск потери багажа, следуйте следующим правилам:

  1. Приезжайте в аэропорт заранее, чтобы багаж мог улететь с вами одним рейсом.
  2. Не храните старые бирки на чемоданах, они вводят в заблуждение сотрудников аэропорта при розыске багажа.
  3. Сделайте опознавательный знак для чемодана: это может быть бирка с именем и фамилией или специальная нашивка, по которой узнать потерянный багаж будет легко.
  4. Будьте внимательны на рейсах с пересадками: иногда багаж нужно получать и сдавать повторно в середине пути. Об этом уточняйте на стойке регистрации.
  5. Купите страховку, которая гарантирует компенсацию в случае задержки или утери багажа.

По материалам сайта Aviasales.ru